Материалы по аттестации педагогических работников
Проект
Кодекс профессиональной этики педагога
Цель.
Кодекс профессиональной этики педагога разработан с целью определения основных норм в отношениях педагогов с обучающимися и их родителями, с педагогическим сообществом и государством.
Раздел 1. Общие положения
1.1. Источники и принципы педагогической этики.
Нормы педагогической этики устанавливаются на основании норм культуры, традиций российской школы, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, норм международного права.
1.2. Принципы этики педагога.
Профессиональная деятельность педагога характеризуется особой ответственностью перед обучающимися, родителями обучающихся, обществом.
При осуществлении своей деятельности педагог руководствуется следующими принципами:
- гуманизм;
- толерантность;
- профессионализм;
- законность;
- справедливость;
- ответственность;
- демократичность;
- взаимное уважение.
Раздел 2. Личность педагога
2.1. Педагог стремится быть положительным примером для обучающихся.
2.2. Педагог является честным, порядочным человеком, дорожит своей репутацией.
2.3. Выбранный педагогом образ жизни не должен наносить ущерб престижу профессии.
2.4. Педагог требователен к себе, стремится к самосовершенствованию.
2.5. Педагогу присущи самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание. Педагог не должен терять чувства меры и самообладания.
2.6. Педагог соблюдает нормы русского языка, все виды норм культуры речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
2.7. Педагог несет ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие и воспитание обучающихся.
2.8. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы – образование подрастающего поколения.
2.9. Педагог бережно и обоснованно расходует материальные и другие ресурсы образовательной организации; не использует в личных целяхимущество образовательной организации (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время.
Раздел 3. Взаимоотношения педагога
Взаимоотношения педагога с обучающимися и воспитанниками
3.1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.
3.2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития обучающихся.
3.3. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.
3.4. Выбранный педагогом образ жизни не наносит ущерб престижу профессии, не мешает исполнению профессиональных обязанностей.
3.5. Требовательность педагога по отношению к обучающимся должна быть позитивной и обоснованной, являться стержнем его профессиональной этики. Педагог не теряет чувства меры и самообладания.
3.6. Педагог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, активно защищает его основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.
3.7. Педагог выбирает подходящий стиль общения с обучающимися, основанный на взаимном уважении. Не унижает честь и достоинство обучающихся ни по каким основаниям, в том числе, по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
3.8. Педагог является одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем обучающимся.
3.9. Педагог выбирает методы работы с обучающимися, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
3.10. При оценке поведения и достижений обучающихся педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию учения.
3.11. Педагог справедливо и объективно оценивает работу обучающихся, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
3.12. Педагог обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему обучающимися, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
3.13. Педагог не злоупотребляет служебным положением, используя обучающихся для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.
3.14. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни.
Взаимоотношения педагога с педагогическим сообществом
3.15. Педагог стремится к продуктивному и конструктивному взаимодействию с коллегами, оказывает взаимопомощь, уважает интересы других педагогов и администрации образовательной организации.
3.16. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не принижает своих коллег в присутствии учеников или других лиц.
3.17. Важные для педагогического сообщества решения принимаются в образовательной организации на основе принципов открытости и общего участия.
3.18. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
3.19. Педагог имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы коллег. Критика, высказанная в адрес другого педагога, должна быть объективной и обоснованной.
3.20. Педагог в процессе учебно-воспитательной деятельности активно сотрудничает с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья обучающихся.
3.21. Критика решений, взглядов, поступков, профессиональной деятельности коллег или представителей администрации не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она обязана быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
3.22. Педагог имеет право получать от администрации образовательной организации информацию, имеющую значение для его работы. Администрация образовательной организации не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на работу педагога и качество его труда.
3.23. За свои профессиональные заслуги педагог имеет право на поощрение от администрации образовательной организации.
3.24. Инициатива педагога в вопросах совершенствования качества образовательного процесса приветствуется в образовательной организации.
Взаимоотношения педагога с родителями обучающихся
3.25. Педагог уважительно и доброжелательно общается с родителями обучающихся.
3.26. Педагог консультирует родителей по вопросам образования обучающихся.
3.27. Педагог не разглашает высказанное ребенком мнение о своих родителях или мнение родителей о своем ребенке.
3.28. Отношения педагога с родителями основываются на согласовании оценки личности и достижений ребенка.
3.29. На отношения педагога с обучающимися и на их оценку не влияет поддержка, оказываемая их родителями образовательной организации.
Взаимоотношения педагога с обществом и государством
3.30. Педагог является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, образованным человеком.
3.31. Педагог стремится внести свой вклад в развитие гражданского общества.
3.32. Педагог понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль.
3.33. Педагог является гражданином, соблюдающим законодательство Российской Федерации.
3.34. Педагог не занимается противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью.
3.35. Педагог не требует от обучающихся дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Если педагог занимается частной практикой, условия вознаграждения за труд должны быть согласованы в начале работы и закреплены договором.
Раздел 4. Заключительные положения
4.1. При приеме на работу руководитель образовательной организации должен проинформировать педагога о действиях в пределах его профессиональной компетенции, ознакомить под роспись с содержанием квалификационной характеристики, кодекса профессиональной этики педагога.
4.2. Нарушение положений кодекса профессиональной этики педагога рассматривается педагогическим коллективом и администрацией образовательной организации, а при необходимости – на заседании комиссии по трудовым спорам или Управляющего совета образовательного учреждения.
ИНФОРМАЦИЯ
На собрании трудового коллектива прошло обсуждение примерного проекта «Профессионального кодекса педагога», целью, которого было определение основных норм профессиональной этики в триаде педагог – ребенок – родитель .
В процессе обсуждения рассматривались следующие вопросы:
· Принципы этики педагога.
· Личность педагога.
· Взаимоотношения педагога с обучающимися.
· Взаимоотношения педагога с родителями обучающихся.
· Взаимоотношения с педагогическим сообществом.
· Взаимоотношения с обществом и государством.
Был разработан план мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятия кодекса профессиональной этики работников образования.
План мероприятий
по развитию институтов самоуправления и принятия кодекса профессиональной этики работников школы
|
Сроки исполнения |
1. Анализ лучшей практики деятельности общественных организаций и профессиональных ассоциаций в сфере предоставления социальных услуг и применения кодекса профессиональной этики работников, оказывающих услуги в социальной сфере, подготовка предложений по совершенствованию в этой сфере |
Январь-март 2013 г. |
2. Разработка примерного кодекса профессиональной этики (рекомендации по разработке кодекса профессиональной этики) для работников образования. |
Июль 2013 г. |
3. Организация общественного обсуждения проекта кодекса профессиональной этики работников образования. |
Октябрь 2013 г. |
4. Утверждение примерного кодекса профессиональной этики (рекомендаций по разработке кодекса профессиональной этики) для работников образования. |
Февраль 2014 г. |
5. Включение (по договоренности сторон) вопросов профессиональной этики в отраслевые соглашения, регулирующие социально-трудовые отношения в отраслях социальной сферы, коллективные договоры учреждений, оказывающих социальные услуги. |
По мере необходимости |
6. Организация информационной и разъяснительной работы в трудовом коллективе о принятии кодекса профессиональной этики и необходимости их соблюдения. |
постоянно |
7. Организация информационной работы по разработке и применению кодекса профессиональной этики, включая: проведение разъяснительной работы в трудовых коллективах. |
постоянно |
8. Размещение на официальных сайтах соответствующих федеральных органов исполнительной власти в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» информации о профессиональных ассоциациях и союзах, примерных и действующих кодексах профессиональной этики. |
постоянно |
Заявление в аттестационную комиссию
Аттестация педагогических работников государственных
и муниципальныхобразовательных учреждений
Оценка уровня квалификации педагогических работников, являющаяся сердцевиной аттестационной процедуры, рассматривается сегодня как весьма значимая всеми участниками образовательного процесса. Это важный этап профессиональной жизни, который обеспечивает повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития педагога.
Хочется пожелать творческого настроя всем участникам аттестационного процесса. От вашей позиции во многом зависит, станет ли процесс оценки скучным, формальным, эмоционально напряженным действием или же творческим процессом поиска, который приведет к профессиональному развитию педагога.
Елена Леонидовна Низиенко, директор департамента общего образования Минобрнауки РФ
Современная ситуация характеризуется осознанием высокой значимости не просто человеческого ресурса, а эффективно действующего человека для планирования и осуществления социально-экономических изменений. Развитие системы образования, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно только при условии высокой компетентности педагогических работников. Самые замечательные идеи и начинания в системе образования могут быть проиграны из-за отсутствия профессионализма педагога.
Профессиональная квалификация является интегральным образованием, включающим в себя профессиональный опыт, мотивацию, личностные качества и другие профессиональные характеристики. Она непосредственно влияет на качество и результативность деятельности работника, обеспечивает готовность и способность выполнения различных профессиональных задач.
Квалификационные категории предполагают, прежде всего, дифференциацию уровня сложности и качества решения профессиональных (функциональных) задач, стоящих перед работником. Они носят иерархический характер. Соответствие занимаемой должности означает, что педагог способен решать основные профессиональные задачи по своей должности на достаточном уровне. Первая и высшая квалификационные категории предъявляют более высокие требования к качеству решения профессиональных задач. Они предполагают более высокий уровень квалификации педагога.
Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестация. В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 март. 2010г. № 209; зарегистрирован в Минюсте России 26 апреля 2010 года). См. Приложение 2) аттестация проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности или установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей). Основными задачами аттестации являются:
· стимулирование целенаправленного, непрерывного повышенияуровня квалификации педагогических работников, их
· методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
· повышение эффективности и качества педагогического труда;
· выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
· учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
· определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
· обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
Таким образом, можно сказать, что аттестация имеет два ключевых назначения:
1. Оценка уровня квалификации педагога для установления соответствия требованиям занимаемой должности и требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) на основе анализа их профессиональной деятельности.
2. Стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников, повышение эффективности и качества педагогического труда.
Оценка уровня квалификации требует наличия достаточно ясных критериев и показателей различных уровней квалификации. Стимулированию целенаправленного повышения квалификации педагогических работников способствует анализ и самоанализ педагогической деятельности, позволяющий ответить на следующие вопросы: «За счет чего достигнуты (или не достигнуты) запланированные результаты педагогической деятельности? Какие задачи и как решались для достижения данных результатов? Какие компетентности педагога требуют дальнейшего совершенствования?» и др.
Проведение оценки профессиональной деятельности в процессе аттестации предполагает, прежде всего, анализ качества решения различных функциональных задач аттестуемым педагогом. Поскольку успешность решения соответствующих функциональных задач определяется компетентностью педагога, именно компетентность педагога является важнейшим элементом оценки (самооценки) в процессе аттестации.
В рамках разработанного профессионального стандарта педагогической деятельности (опубликован в Вестнике Минобразования -№7 за 2007 год) под компетентностью понимается новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях: постановка целей и задач педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности; обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятия педагогических решений; организация учебной деятельности.
В ходе разработки и апробации методики определены по три показателя для каждой из ключевых компетенций, в совокупности обеспечивающих успешность реализации педагогической деятельности, а также параметры для экспертной оценки и самооценки каждого из показателей. Тем самым задана четкая деятельностно-ориентированная критериальная основа для проведения аттестации педагогических работников. Это позволяет преодолеть субъективизм, разноплановость и несопоставимость аттестационных оценок. Важно отметить, что при выделении показателей и параметров оценки ключевых компетенций педагогической деятельности были учтены требования к педагогическим работникам, определенные в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей специалистов и служащих.
В.Д.Шадриков - академик РАН, доктор психологических наук, профессор, директор Института содержания образования НИУ-ВШЭ
- Подробности
- Категория: Школа
- Опубликовано 20.11.2011 19:44
- Автор: Беденкова Екатерина Андреевна
- Просмотров: 9608