Материалы
Внеурочная деятельность
Требования к рабочим программам по внеурочной деятельности
Разработано с использованием методического конструктора
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова
ФГОС начального общего образования утверждён и введён в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785). По факту обязательное его введение начнётся с 1 сентября 2011 года.
Содержание программ внеучебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы вместе они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.
Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.
В основу примерных программ внеурочной деятельности положены следующие принципы:
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Примерные программы имеют одинаковую структуру, они включают пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание курса, краткий перечень материалов, инструментов и оборудования, рекомендуемую литературу.
Каждая примерная программа служит неким опорным конспектом при разработке рабочей программы дополнительного образования. При этом разработчики рабочей программы вправе изменить цель, задачи, приоритеты педагогической деятельности, содержание и объекты творческой деятельности школьников, формы организации внеурочной деятельности (кружок, секция, клуб, студия, научное общество учащихся, малая академия наук и др.) и соответственно форму подведения итогов работы того или иного объединения детей (выставка, выставка-ярмарка, слёт, конференция, соревнование, конкурс, фестиваль, отчётный концерт и т.п.).
Пояснительная записка к программам каждого из направлений раскрывает цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по данному направлению внеурочной деятельности, педагогическую идею, положенную в основу предлагаемых примерных программ, информацию о продолжительности каждого занятия, о том, для детей какого возраста предназначена программа, об особенностях места проведения занятий, о видах деятельности, о психолого-педагогических принципах, на основе которых построено содержание примерных программ, о содержании и методах деятельности, об ожидаемых результатах и о форме подведения итогов работы.
Учебно-тематический план составлен в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).
Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности учащихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления (науки, искусства, техники, спорта и т. п.), показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о том или ином явлении.
Особенности содержания примерной программы. При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.
Содержание примерных программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.
Рекомендации по разработке рабочих программ внеурочной деятельности детей.
Первый способ заключается в прямом использовании примерной программы в качестве рабочей программы. При этом соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий должно быть уточнено в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.
Второй способ — это создание рабочей программы на основе примерной программы. Разработчик рабочей программы внеурочной деятельности должен сформулировать для себя цели и задачи, определённые требования к структуре программы, её содержанию, методам и образовательным технологиям, результатам работы и форме подведения итогов индивидуальной и коллективной деятельности ребят.
После написания рабочей программы организуется её презентация на заседании профильного методического объединения педагогов дополнительного образования.
После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на неё представляются в администрацию образовательного учреждения.
После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет этого учреждения может рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении детей.
По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом.
В состав учебно-методического комплекта к программе могут входить: учебные и методические пособия; профильные энциклопедические словари и справочники; аннотированный указатель литературы для педагога и для детей; видео- и аудиоматериалы; компьютерная поддержка программы; подборка схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т. д.; перечень объектов для экскурсий; календарь знаменательных дат; информация о жизни и деятельности людей, внёсших существенный вклад в искусство, науку, производство, спорт, туризм и т. д.; подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся; коллекции различных предметов по направлению творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства; почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в данном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели (макеты) различных устройств и т. д.); информация о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности данного объединения детей; материалы, отражающие достижения обучающихся; перечень учебных заведений, где можно продолжить образование; оборудование рабочего места.
Общие правила разработки программ внеурочной деятельности:
1. Программы организации внеурочной деятельности могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.
2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы.
3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
4. Требования к разделам программы:
1). Титульный лист должен содержать информацию:
· название ОУ;
· название программы;
· направление развития личности школьника (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);
· класс;
· составитель и его квалификационная категория;
· учебный год;
2). Пояснительная записка должна раскрывать:
· нормативно-правовую базу;
· назначение программы;
· актуальность и перспективность курса;
· возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия;
· объём часов, отпущенных на занятия;
· продолжительность одного занятия;
· цели и задачи реализации программы;
· формы и методы работы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т. д.);
3). Структура курса должна содержать:
· перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;
· перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы;
4). Календарно-тематическое планирование должно содержать:
· разделы программы;
· темы занятий,
· даты;
· описание примерного содержания занятий со школьниками (из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены определённые занятия)
5). Информационно-методическое обеспечение:
· дополнительная литература;
· цифровые образовательные ресурсы;
6). Предполагаемая результативность курса:
· характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа ( три уровня: 1- приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; 2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом ; 3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия));
· выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях, выход за пределы ОУ, выход в Интернет);
· портфель достижений школьника.
Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы и модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.
- Подробности
- Категория: Школа
- Опубликовано 06.12.2011 07:12
- Автор: Беденкова Екатерина Андреевна
- Просмотров: 24344